Информация - это предмет и продукт интеллектуальной деятельности человека.
В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д.
Обычно под информацией подразумевают любые данные, сведения, знания.
Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.
В литературе можно найти большое число определений термина «информация», которые отражают различные подходы к его толкованию:
- Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
- Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).
- Информация – это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.
Виды информации
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.
По способу восприятия
Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее.
- Визуальная - воспринимается органами зрения. Мы видим все вокруг.
- Аудиальная - воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
- Тактильная - воспринимается тактильными рецепторами.
- Обонятельная - воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
- Вкусовая - воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.
По форме представления
- графическая – в виде изображений, событий, предметов, графиков; один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
- звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в 1877 г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
- текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
- числовая – в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия; кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
- с изобретением кино появилась видеоинформация – сочетание звука, графики, анимации.
По назначению
- Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума
- Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация
- Личная - набор сведений о какой-либо личность, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Свойства информации
- Объективность. Информация, существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
- Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
- Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
- Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
- Актуальность. Важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
- Понятность. Информация должна быть выражена понятным, доступным для получателя языком.