среда, 13 сентября 2017 г.

Информация, виды и свойства информации

Информация - это предмет и продукт интеллектуальной деятельности человека.
В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. 
Обычно под информацией подразумевают любые данные, сведения, знания. 
Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.

Знания делятся на декларативные ("Я знаю, что...") и процедурные ("Я знаю, как...")

В литературе можно найти большое число определений термина «информация», которые отражают различные подходы к его толкованию:
  • Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»); 
  • Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).
В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:
  • Информация – это осознанные сведения  об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Иными словами, информация - это новые знания, которые получает потребитель (субъект) в результате восприятия и переработки определенных сведений.

Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.

Виды информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

По способу восприятия

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее.
  • Визуальная - воспринимается органами зрения. Мы видим все вокруг.
  • Аудиальная - воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
  • Тактильная - воспринимается тактильными рецепторами.
  • Обонятельная - воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
  • Вкусовая - воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.
По форме представления
  • графическая – в виде изображений, событий, предметов, графиков; один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира; 
  • звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в 1877 г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию; 
  • текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.); 
  • числовая – в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия; кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена; 
  • с изобретением кино появилась видеоинформация  – сочетание звука, графики, анимации.
По назначению
  • Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума
  • Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация
  • Личная - набор сведений о какой-либо личность, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Свойства информации
  • Объективность. Информация, существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
  • Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. 
  • Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
  • Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
  • Актуальность. Важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
  • Понятность. Информация должна быть выражена понятным, доступным для получателя языком.